FOOD UA, FOOD T&E


Баннер

Торговые гонки

E-mail

Топ-10 торговых операторов FMCG 2013 года

 

Компания GT Partners Ukraine составила топ-10 торговых операторов FMCG по суммарной торговой площади в 2013 году. В рейтинг впервые вошла компания Novus, а разрыв в показателях суммарной торговой площади между Fozzy Group и «АТБ-маркет» сократился до 44,9 тыс. м2 в сравнении с 64,3 тыс. м2 в 2011 году.

За 2013 год в Украине суммарная торговая площадь, занимаемая сетевыми продовольственными магазинами, увеличилась до 2647 тыс. м2. Это на 7%, или почти на 168 тыс. м2, больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В процентном выражении динамика прироста торговых площадей в 2013-м была на самом низком уровне за последние три года. В целом из более чем 100 продовольственных ритейлеров, работающих сегодня в нашей стране, сразу 46 операторов в 2013 году смогли нарастить суммарную торговую площадь своих магазинов по сравнению с показателями на конец 2012-го. Для сравнения отметим, что в 2012 году было 42 таких оператора.

Лидеры отрасли FMCG-ритейла Украины

Как и в предыдущие несколько лет, лидером розничного рынка Украины по показателю суммарной торговой площади продолжает оставаться мультиформатный холдинг Fozzy Group (Киев). За 2013 год корпорация увеличила свою суммарную площадь на 12%, до 430 тыс. м2. Компания управляет сетью супермаркетов «Сільпо», cash&carry Fozzy, магазинов у дома «Фора», «Буми», а также развивает сеть деликатес-маркетов Le Silpo в рамках сети «Сільпо». В Украине открыто уже четыре магазина Le Silpo – один в Харькове, два в Днепропетровске и один в Киеве. Также Fozzy Group объединяет сети фармацевтических супермаркетов «Біла ромашка» и «Будь здоровий», магазинов электроники Ringoo, а также Нежинский консервный завод (ТМ «Нежин») и птицефабрику ООО ПКФ «Варто». В корпорацию входят рестораны «У Хромого Пола», «Старомак», «Бодегита дель Медио», «У Голема», «Диван», «Чарка, Кружек и Гачек», «Ми Пьяче», «Татами», «Славянский двор», «Карлув Мост», «Фреш-кафе» и рестораны Prad-A-Cafe и Liquor.

Вторую позицию рейтинга, как и ранее, занимает сеть мягких дискаунтеров «АТБ» (Днепропетровск). В прошлом году этот ритейлер увеличил свои площади на 20%, достигнув общего показателя в 385,1 тыс. м2. «АТБ» не прекращает активной экспансии в регионах Украины. В частности, в январе текущего года портфель компании пополнился семью новыми объектами. В целом по состоянию на конец января 2014 года сеть «АТБ» насчитывала уже 836 дискаунтеров в 17 областях Украины. В состав корпорации также входят кондитерская фабрика «Квитень», мясная фабрика «Фаворит», спортивный клуб «Восход». При этом стоит отметить, что разница в показателях суммарной торговой площади между Fozzy Group и «АТБ-маркет» из года в год сокращается. Если в 2011 году она составляла 64,3 тыс. м2, то в 2012-м сократилась до 63,3 тыс. м2, а в 2013-м – до 44,9 тыс. м2. Причиной такой динамики является масштабная экспансия сети «АТБ», проводимая в посткризисные годы.

Третью позицию рейтинга топ-10 FMCG-ритейлеров Украины по суммарной торговой площади, как и в предыдущие годы, занимает немецкий оператор METRO Cash&Carry (Киев). Отметим, что за 12 месяцев прошлого года компания не открывала новых магазинов и ее суммарная торговая площадь осталась на уровне 238,5 тыс. м2.

В новом списке топ-10 продовольственных ритейлеров Украины по объему суммарной торговой площади по сравнению с прошлогодним рейтингом произошло несколько изменений. Так, компания «Таврия В» переместилась с шестой на пятую позицию, потеснив «Ритейл Групп». Последняя в 2013 году увеличила товарооборот на 4,6%, или на 0,27 млрд грн – до 6,2 млрд грн по сравнению с прошлым годом. При этом 6% в обороте «Ритейл Групп», или 370 млн грн, составляет доля товаров собственных торговых марок, в 2014-м компания намерена увеличить эту долю до 8,5%. В прошлом году «Ритейл Групп» открыла четыре гипермаркета «Велмарт» (стало 13 торговых объектов) и магазин у дома «ВК Експрес» в Умани (стало 6), а также три супермаркета «Велика Кишеня», увеличив сеть до 43 объектов. Одним из главных событий конца прошлого года стала покупка сети деликатесных супермаркетов «Чумацкий шлях» и магазинов у дома «Столичный гастроном». Последние прошли рестайлинг, став магазинами у дома «ВК Експрес», а сеть «Чумацкий шлях» будет работать в привычном формате. Кроме того, компания в прошлом году запустила проект централизованного производства рыбной продукции и открыла собственную пекарню. А также вывела в отдельную бизнес-единицу логистическое подразделение, запустив проект PULSE Logistic. Холдинговая компания «Ритейл Групп» управляет в Украине торговыми сетями «Велмарт», «Велика Кишеня», дискаунтерами «Просто Маркет» и «№1», магазинами отборных продуктов «ВК Select» и магазинами у дома «ВК Експрес», в Молдове – сетью Green Hills Market.

Успешным был год и для сети «Ашан» – ритейлер по итогам года вышел на седьмое место рейтинга, тогда как в 2012-м находился на девятой позиции, опередив сети «ЭКО-маркет» и «Амстор». Группа Auchan в 2013 году увеличила консолидированный товарооборот на 3,4%, до €48,1 млрд, чистую прибыль – на 19,3%, до €767 млн. На рынке Восточной Европы компания усилила свою позицию за счет покупки у немецкой Metro Group сети гипермаркетов Real. В Украине благодаря покупке сеть приросла двумя гипермаркетами в Киеве и Одессе. В 2014 году «Ашан Гипермаркет Украина» намерена сохранить сформировавшиеся в 2012–2013 годах темпы развития сети в Украине в целом и темпы открытия новых торговых объектов в частности. Так, в текущем году запланировано открытие еще двух или трех магазинов. Речь идет о реализации проектов по открытию двух торговых объектов в Киеве, регион открытия третьего пока не определен. Компания оценивает свой потенциал развития в 500–1000 гипермаркетов и рассчитывает с 2014 года открывать ежегодно по два торговых объекта в Украине.

По официальным данным, товарооборот ООО «ЭКО» за прошлый год составил 4,32 млрд грн, что на 15,2% больше, чем в 2012-м. В прошлом году было открыто 14 новых магазинов «ЭКО-маркет» различных форматов – гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома. Также была проведена реконструкция и капитальный ремонт ряда супермаркетов в разных регионах Украины. Было представлено обновленное оформление магазинов, которое отличается улучшенной логистикой и современным дизайном. В 2013-м активно развивался отдел собственного импорта сети «ЭКО-маркет», а его продажи за год значительно выросли. Быстрыми темпами увеличивается и портфель собственных торговых марок «ЭКО-маркет», который за 2013 год вырос на 90%.

В прошлом году торговая сеть «Амстор» отмечала свое десятилетие. У компании далеко идущие планы по увеличению присутствия на рынке. «Недавно было принято решение по расширению нашего присутствия и на Западной Украине. Сейчас мы заключаем договоры, ведем активное строительство во Львове. В конце 2014 года планируем открыть там два магазина и нарастить в перспективе присутствие в регионе до пяти-шести магазинов», – поделился директор по стратегическому развитию ТД «Амстор» Сергей Мулярчук. В Киеве на сегодняшний день работают два магазина «Амстор» и интернет-магазин. В 2014 году будет открыто еще как минимум пять магазинов по Украине. По словам директора по стратегическому развитию, у компании есть земельные участки в Киеве, на которых «Амстор» вместе с партнерами будет строить торговые центры. Кроме того, сеть планирует выйти на рынок небольших магазинов. В следующем году компания, развивавшая гипермаркеты, планирует открыть до пяти магазинов у дома. Пилотный магазин откроется в Донецке. Общая площадь торговых точек составит 200–500 м2. В планах компании открыть также от пяти до 15 супермаркетов. Как отмечают в компании, рынок убедительно доказывает, что сегодня востребованы не только крупные торговые площади, но и сравнительно небольшие форматы. Поэтому ритейлер усиленно разрабатывает концепцию магазинов у дома – объектов площадью 200–500 м2. Эти магазины у дома будут работать под брендом «Амстор Экспресс», при этом компания сохраняет планы развития супермаркета флагманского формата площадью 2000–3000 м2. Развитие гипермаркетов, по мнению руководства группы, сейчас неактуально. До конца 2014 года «Амстор» собирается открыть во Львове два магазина, со временем доведя их количество до пяти-шести. Также имеются планы открытия в 2013–2014 годах минимум трех-четырех магазинов в столице.

Впервые в список топ-10 food-ритейлеров вошла сеть Novus. За пять лет работы компании «Новус Украина» на рынке состоялось открытие 29 новых магазинов сети Novus различных форматов – с площадью торговых залов от 800 м2 до 7000 м2. В 2008 году были открыты первые пять магазинов – в Севастополе, в Корце (Ровенская обл.) и в Романове (Житомирская обл.). Наибольшие темпы роста компания показала в 2013 году, когда ввела в эксплуатацию девять торговых объектов. Сегодня магазины Novus работают в Киеве и Киевской области, Севастополе и Черкассах, Ровно и Ровенской области, Тернополе и Житомирской области. В 2014 году компания «Novus Украина» планирует открыть четыре-пять магазинов формата Novus Express и два-три супермаркета Novus. В 2014 году в планах компании рост товарооборота на 30–40%.

В 2013 году покинула список топ-10 компания «Евротэк». ЗАО «Ритейлинговая компания «Евротэк» (сеть супермаркетов «Фреш»), которое входит в группу компаний «Евротэк», увеличило чистый убыток в 2013 году на 81%. По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), за 2013 год чистый убыток компании составил 49,6 млн грн, по сравнению с 9,4 млн грн в 2013-м. Вместе с тем чистый доход (выручка) от реализации продукции увеличился почти на 93% – до 125,6 млн грн. В октябре 2013 года был открыт первый мини-гипермаркет розничной сети «Фреш». По итогам 2013 года группа компаний «Евротэк» запустила девять супермаркетов и мини-гипермаркетов, которые охватывают шесть городов Украины. «Евротэк» купил торговую компанию «Интермаркет», которая владеет сетью супермаркетов «Арсен», торговыми центрами в Ивано-Франковске и Львове, оптовым магазином «Интермаркет Cash&Carry». В феврале 2014 года ГК «Евротэк» запустила в эксплуатацию новый распределительный центр в Броварах. Поскольку торговые сети компании расположены в диаметрально противоположных уголках страны – на западе, юге, севере и в центре Украины, месторасположение главного РЦ в Киевской области позволит компании существенно оптимизировать затраты на логистику, централизованно управлять товарными запасами и оперативно поставлять в торговые точки широкий ассортимент товаров по лучшим ценам. К тому же в пригороде столицы размещены склады ключевых поставщиков и партнеров компании, а это существенно упрощает логистическую цепочку поставок от производителей на полки магазинов. Новый распределительный центр в Броварах соответствует всем параметрам категории А по классификации складских помещений. Сегодня сдана в эксплуатацию только первая часть площадью 3400 м2. В первом полугодии планируется запуск еще более 7 тыс. м2 складских помещений.

 

Многоточие

По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, в прошлом году в Украине открылась 451 сетевая торговая точка, что на 4 % больше по сравнению с прошлым годом. Однако темпы роста продуктовой розницы снизились – в 2012-м сети открыли 433 объекта, на 8 % больше по сравнению с предыдущим годом.

Всего на конец прошлого года в Украине насчитывалось 3247 продуктовых магазинов разных форматов. Из них на десять крупнейших food-ритейлеров пришлось 2045 торговых точек, или 63% всех торговых точек. Сократился и темп роста открытия магазинов многими операторами. Лидер по количеству торговых точек сеть дискаунтеров «АТБ-маркет» открыла в прошлом году 143 магазина, тогда как в 2012-м было открыто 156 новых торговых точек. Всего сеть насчитывает 829 объектов. Группа компаний Fozzy Group открыла в 2013 году 42 магазина, в 2012-м – 45. Всего у компании 452 торговых объекта. Компания Volwest Group открыла в прошлом году 39 магазинов, увеличив сеть до 131 торговой точки. «Наш Край» вырос на 39 новых объектов – до 131, тогда как в 2012 году было запущено только 33 магазина сети. Сеть «Брусничка» открыла 22 магазина (до 121), что вдвое превышает число открытых магазинов в 2012-м. «Фуршет» нарастил сеть двумя магазинами – до 106 торговых точек.

Самыми популярными форматами в прошлом году аналитики называют магазин у дома и мягкий дискаунтер. Из 451 открытого магазина в 2013 году 330 пришлось на эти два формата. Так, 183 новые торговые точки были в формате магазин у дома, а 147 – мягкие дискаунтеры.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер